Рабочая программа 1 группа

Содержание
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Задачи по реализации основных направлений деятельности
Возрастные особенности детей 1,6 – 2 лет
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Направление «Познавательное развитие»
Направление «Речевое развитие»
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Направление «Физическое развитие»
Образовательные области и методы работы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
Основные направления и формы взаимодействия педагогов с
семьями воспитанников
Содержание взаимодействия с родителями по
образовательным областям
Перспективный план работы с родителями
Режим дня
Сетка организационной образовательной деятельности детей
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы
Организация адаптационного периода
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Современные подходы к формированию предметно –
развивающей среды дошкольного учреждения.
Используемая литература

страница
2
3
3
4
4
5
5

5
7
7
7
8
9
9
9-10
10-11
11-12
13
13-14
14-16
16-17
17-18
18-21
22

2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 1-2 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа характеризует
специфику и особенности организации образовательной деятельности с детьми раннего
возраста. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от
17 октября 2013г. № 1155;
Конституция РФ, ст.43, 72.2;
Конвенция о правах ребенка (1989г.);
СанПиН;
Устав ДОУ
Программа воспитания и развития детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги».
Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - Москва,
Организация деятельности взрослых и детей осуществляется в двух основных моделях
организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей,
самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде организованной
образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов.
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей раннего возраста.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей
каждого ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
- осуществлять целостный подход к сохранению и укреплению здоровья детей: снижению
заболеваемости, приобщению детей к здоровому образу жизни;
- формировать у детей интерес к занятиям физической культурой, потребность в
двигательной активности;
- формировать у детей первоначальные представления социального характера через
организацию самостоятельной игровой деятельности, в которой отражается окружающая
действительность, мир взрослых и детей;
- развивать у детей психические функции (восприятие, память, внимание, речь) через
организацию интеграции с разными видами детской деятельности;
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
• личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
• полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
• разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и
опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
• разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей
коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую
деятельность детей в соответствии с возрастом;
• возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей
(законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и
видов деятельности.
3

В течение всего года проводится диагностика нервно-психического развития детей, как
адекватная форма оценивания результатов освоения программы детьми раннего возраста
1.3.Принципы и подходы к формированию программы.
Содержание программы соответствует следующим принципам:
- принцип развивающего образования; - принцип научной обоснованности и практической
применимости;
- принцип полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- принцип последовательности;
- принцип интеграции образовательных областей;
-принцип комплексно - тематического построения образовательного процесса.
1.4.Задачи по реализации основных направлений деятельности
- формирование потребности к здоровому образу жизни;
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его
психофизическое здоровье;
- воспитывать нравственные, эстетические качества, которые обеспечивают успешное
развитие и саморазвитие ребенка в семье,
- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил
поведения;
1.5.Возрастные особенности развития детей раннего возраста (от 1 до 2 лет).
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметноигровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение со взрослым носит
ситуативно-игровой характер. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное
мышление, чувственное познание действительности.
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с
предметами ребенок слышит название форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» - призма),
одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит,
бросает и т.п.) и уточняя физические качества. С помощью взрослого ребенок
упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющие
одинаковые названия.
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с
разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрешки), строительным
материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по
подражанию после показа взрослого.
Второй год жизни-период интенсивного формирования речи. Связи между предметом,
действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце
первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения
некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и
поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе
составляющие основу сенсорного воспитания.
Активный словарь на протяжении года увеличивается не равномерно. К полутора годам
он равен примерно 20-30 словам. В нем много глаголов и существительных, встречаются
простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.п.), а также предлоги. Упрощенные
слова заменяются обычными, пусть и не совершенными в фонетическом отношении.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается
повседневно, а также родственные отношения (мама, папа, бабушка).
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и
самообслуживании.
Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любимую пищу, умываться
и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.
4

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части
помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять не сложные
поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила
поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым
носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым,
потребность общения с ним по самым разным поводам. Так речь становится основным
средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с
близкими, хорошо знакомыми ему людьми. Так же, в этом возрасте между детьми
сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно
играют дуг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры.
Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование
основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему
сосредоточиться на спокойных занятиях.
Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения,
благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них
формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода
дошкольного детства.
При разработке программы использовались парциальные программы:
- Смирнова Е. О. Программа воспитания и развития детей раннего возраста (1-3 года)
«Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова./
1.6.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
Использует предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет
простейшими
навыками
самообслуживания;
стремится
проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении; понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения
(бег, лазанье, перешагивание);
с интересом участвует в подвижных играх.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Социально коммуникативное развитие.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;
– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;
– дальнейшего развития игры;
– дальнейшего развития навыков самообслуживания.
5

В сфере развития общения со взрослыми:
- Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии,
поощряя ребенка к активной речи;
- Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с
ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и
взрослого чередуются;
- Показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для
самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и
предметно - манипуляторной активности, поощряет его действия.
- Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к
другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его
разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве,
поощряет проявление интереса детей друг к другу, называя детей по имени, комментируя
происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных
чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли
и т. п., которые появляются в социальных ситуациях.
- Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в
различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками
- взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между
собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях;
- в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает
внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального
взаимодействия;
- утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия
могут вызывать обиду.
В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая
внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные
чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся
понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других,
овладевая, таким образом, социальными компетентностями.
В сфере развития игры взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае
необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить
простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»),
использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли
(мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими
детьми. В сфере социального и эмоционального развития взрослый грамотно проводит
адаптацию ребенка к детскому саду, учитывая привязанность детей к близким, привлекает
родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период
адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей)
или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В
период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и
поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями);
предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать
пространство и режим детского сада, не предъявляя ребенку излишних требований.
Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в
этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени,
усаживая его на первых порах рядом с собой.
Взрослый
поддерживает
стремление
детей
к
самостоятельности
в
самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им),
поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности,
знакомит с правилами этикета.
6

В сфере формирования навыков безопасного поведения взрослые создают безопасную
среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью.
Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской
активности и препятствования деятельному исследованию мира.
2.2.Познавательное развитие.
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности
являются создание условий для:
- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения
предметными действиями;
развития
познавательно-исследовательской
активности
и
познавательных
способностей. В сфере ознакомления с окружающим миром взрослый знакомит детей с
назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в
ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком,
лопаткой и пр.).
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных
способностей взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность
детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее
соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта –
кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи,
песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к
окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы,
разделяя удивление и детский интерес.
2.3.Речевое развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности
являются создание условий для:
- развития речи у детей в повседневной жизни;
- развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни взрослые внимательно относятся к
выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают
детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную
речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова
правильно.
Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает
условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы,
побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной
жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует
обмен мнениями и информацией между детьми.
В сфере развития разных сторон речи взрослые читают детям книги, вместе
рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание
стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные
игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие
грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и
регулирующей функций речи.
2.4.Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
- развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- приобщения к изобразительным видам деятельности;
7

- приобщения к музыкальной культуре;
- приобщения к театрализованной деятельности. В сфере развития у детей эстетического
отношения к окружающему миру взрослые привлекают внимание детей к красивым
вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс
сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических
переживаний ребенка.
В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности взрослые предоставляют
детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – карандашами,
мелками, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной
деятельности; поощряют воображение и творчество детей.
В сфере приобщения к музыкальной культуре взрослые создают в групповых помещениях
музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют
детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание
различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с
инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают
ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка
на музыку.
В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности взрослые знакомят детей с
театрализованными действиями в ходе разнообразных игр,
инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных
представлений.
2.5.Физическое развитие
В области физического развития основными задачами образовательной деятельности
являются создание условий для:
- укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;
- развития различных видов двигательной активности;
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни
взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил
личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.
В сфере развития различных видов двигательной активности взрослые организуют
пространственную среду с соответствующим оборудованием, как внутри помещений
детского сада, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.), для удовлетворения
естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и
т.п.
Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной
активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают
детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Различные образовательные
области программы интегрируются с другими направлениями развития по формам
взаимодействия с детьми.
В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей в образовательной
деятельности используются следующие формы реализации программы:
Индивидуальная форма
Подгрупповая форма.
Малые формы (в парах).
Самостоятельная деятельность.
8

2.6.Образовательные области и методы работы
Образовательные области
Методы работы
1.Социально - коммуникативное
- развивающие практические и игровые ситуации;
развитие.
- чтение художественной литературы;
- игры – экспериментирования;
2.Познавательное развитие.
3.Речевое развитие.
Сюжетно - отобразительные игры;
- дидактические;
4.Художественно - эстетическое
развитие
- игры- драматизации;
-праздники;
5.Физическое развитие.
-выставки;
- развлечения;
- наблюдения конкретных трудовых процессов;
- целевые прогулки;
- игровые образовательные ситуации;
- наблюдения; - экспериментирование; дидактические игры; - опыты; рассматривание
картин и иллюстраций;
-чтение; - рассматривание иллюстраций
- рассказ;
- использование различных видов театра;
- музыкальные занятия; - игровые приёмы; рассматривание;
- настольные игры;
- слушание муз.произведений;
- музыкально- дидактические игры;
- чтение;
-праздники, развлечения;
- подвижные игры;
физкультурные занятие;
- закаливание; двигательная деятельность; утренняя гимнастика;
-спортивные развлечения
- прогулки;
2.7.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Семья для ребёнка дошкольного возраста - жизненно необходимая среда,
определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический
комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от
родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него
образом, вызывая ответные чувства. Воспитатель в сотрудничестве с родителями
стремится к позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе
осознания материнских и отцовских функций. Родители должны видеть в воспитателе
внимательного, знающего, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.
2.8.Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Формы взаимодействия:
- Знакомство с семьёй;
- Анкетирование родителей (законных представителей);
- Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного
процесса;
9

- Информационные листы о задачах занимательной деятельности за день (чему научились,
с чем познакомились, что узнали);
- Оформление стендов;
- Организация выставок детского творчества;
- Создание памяток;
- День открытых дверей;
- Консультации (индивидуальные, групповые);
- Родительские собрания;
- Реклама книг, статей из газет, журналов или сайтов по проблемам семейного воспитания
(выставляется на 3—5 дней);
- Педагогическое просвещение родителей;
- Организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы);
- Вечера вопросов и ответов;
- Заседания «круглого стола»;
- Мастер-классы;
- Родительские конференции;
- Родительские чтения, вечера;
Совместная деятельность:
- Организация вечеров музыки и поэзии, гостиных, праздников;
- Конкурсы;
- Концерты семейного воскресного абонемента;
- Маршруты выходного дня (походы, театр, музей, библиотека).
2.9.Содержание взаимодействия с семьями воспитанников по образовательным
областям.
Социально-коммуникативное развитие:
Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома
и на улице, и способами поведения в них. Рассказывать о необходимости создания
безопасных условий дома (не держать в доступном для ребёнка месте лекарства, бытовую
химию, спички, не оставлять детей без присмотра в комнате с открытыми окнами).
Создавать условия для безопасности пребывания на улице. Подчёркивать роль взрослого в
поведении ребёнка. Знакомить с формами работы детского сада по проблеме безопасности
детей. Овладение коммуникативной деятельностью. Обращать внимание родителей на
развитие коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду. Демонстрировать
уместность и ценность эмоционального общения, показывать значение тёплого, доброго
общения с ребёнком. Побуждать родителей помогать устанавливать взаимоотношения со
сверстниками.
Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме.
Развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребёнка.
Рассказывать о важности игровой деятельности, обеспечивающей успешную
социализацию, усвоение гендерного поведения. Создавать мотивацию к зарождению
новых и сохранению старых семейных традиций. Привлекать к сотрудничеству с детским
садом.
Овладение элементарной трудовой деятельностью.
Рассказывать о необходимости навыков самообслуживания, домашних обязанностях,
помощи взрослым. Знакомить с возможностями трудового воспитания в семье и детском
саду. Способствовать совместной трудовой деятельности родителей и детей дома, в
группе, в детском саду. Проводить совместные с родителями конкурсы по
благоустройству и озеленению, строительству снежных фигур на территории детского
сада. Познавательное развитие. Овладение познавательно - исследовательской
10

деятельностью. Обращать внимание родителей на интеллектуальное развитие ребёнка.
Ориентировать на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со сверстниками
и взрослыми. Рассказывать о пользе прогулок, экскурсий, музеев, выставок для получения
разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения.
Проводить игры-викторины, конкурсы, эстафеты с семьёй.
Речевое развитие. Обогащение активного словаря в процессе восприятия
художественной литературы. Обращать внимание родителей на ценность совместного
домашнего чтения, способствующего развитию активного и пассивного словаря,
словесного творчества. Рекомендовать произведения для домашнего чтения в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Ориентировать
родителей в выборе мультипликационных и художественных фильмов на развитие
художественного вкуса у ребёнка.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью. Поддерживать
стремление родителей развивать художественную деятельность. Организовывать
выставки семейного художественного творчества (достижения взрослых и детей).
Побуждать к посещению музея. Развитие детей в процессе овладения музыкальной
деятельностью. Рассказывать о возможностях музыки, благоприятно воздействующей на
психическое здоровье ребёнка. Рекомендовать музыкальные произведения для
прослушивания дома. Информировать родителей о концертах, проходящих в учреждениях
дополнительного образования и культуры.
Физическое развитие. Овладение элементарными нормами и правилами здорового
образа жизни. Объяснять влияние образа жизни семьи на здоровье ребёнка.
Информировать о факторах, влияющих на физическое и психическое здоровье (питание,
закаливание, движение, переохлаждение, перекармливание и др.). Ориентировать на
совместное чтение литературы, просмотр художественных и мультипликационных
фильмов с ребёнком. Знакомить с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в
детском саду, городе, микрорайоне. Овладение двигательной Разъяснять необходимость
создания предпосылок для полноценного физического развития ребёнка деятельностью.
Стимулировать к совместным спортивным занятиям, совместным подвижным играм,
прогулкам в лесу (парке); созданию спортивного уголка дома. Информировать о задачах
физического развития на разных возрастных этапах развития. Информировать о влиянии
физических упражнений на организм ребёнка. Информировать о взаимосвязи показателей
физической подготовленности со здоровьем ребёнка.
2.10.Перспективный план работы с родителями
Месяц
Тема
Сентябрь
1.Анкетирование родителей «Знакомство с семьей»
2.Беседы «Что необходимо знать родителям при поступлении детей в детский
сад?», «Готов ли ребенок к детскому саду?»
3.Консультации «Режим дня»; «Как приучить ребенка к горшку?» «О
привычках ребенка», «Какие игрушки нужны малышу в раннем возрасте»
«Сон в дневное время, нужен ли он?» «Воспитание культурно гигиенических навыков у детей раннего жизни»
Октябрь
1. Родительское собрание «Адаптация детей, что это такое?»
2.Консультации «Любимые игрушки», «Вредные привычки», «Игрушка в
жизни ребенка»
3.Наглядная информация «Прогулки с детьми осенью», «Профилактика
ОРВИ и гриппа».
4. Папка – раздвижка «Совместные игры детей и родителей»
раннего возраста к ДОУ»
Ноябрь
1.Консультации «Режим дня в выходные дни» «Игры с детьми в выходные

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль
Август

дни», «Привитие культурно - гигиенических навыков у детей раннего
возраста» «Домашние животные и дети».
2. Стенгазета «Поздравляем наших мам»
1.Беседы «Что и как подарить ребенку на новый год?» «Чем можно заняться с
ребенком на прогулке зимой».
2.Наглядная информация «Как сделать утро ребенка добрым?»
3.Консультация «Наблюдения с детьми зимой»
1.Беседы «Режим дня в выходные дни» «Если ваш ребенок не хочет убирать за
собой игрушки» .
2. Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний»,
«Как организовать детский досуг в зимнее время»
3. Родительское собрание «Растем, играя»
1.Папки – раздвижки «Первые подвижные игры малышей» «Безопасность
зимних прогулок» «Родителям маленьких детей об основах безопасности
жизни?»
2. Консультации «Как выбрать книгу для малыша» «От игры в кубики к
конструированию»,
3. Стенгазета для пап «23 февраля – день защитника Отечества»
1.Наглядная информация «Осторожно – сосульки» «Весенние прогулки с
родителями»
2.Стенгазета «Моя любимая мама»
3.Консультации «Говорящие пальчики», «Можно ли добиться послушания
детей».
1.Наглядная информация «Детские манипуляции – как родителям не попасться
на крючок?»
2.Консультация «Как выбрать книгу для малыша?»
3.Беседы «Воспитание сказкой» «Игрушка в жизни ребенка»
1.Беседа «Как правильно выбрать обувь ребенку» «Игры детей на природе»
2.Наглядная информация «Весенние прогулки с малышом» «Правила
безопасного поведения детей на дороге».
3.Консультации «Основы нравственных отношений в семье» «Воспитание
единственного ребенка в семье».
4.Родительское собрание «Чему мы научились за год»
1.Наглядная информация «О пользе дневного сна», «О соблюдении режима дня
в выходные дни» «О питании детей летом».
2.Консультации «Проводим лето с пользой», «Какую музыку слушать с
малышом»
3.Оформление приемной «Здравствуй лето золотое!»
1.Папки – раздвижки Июль «Игры с водой, и песком летом»
2.Наглядная информация «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
3.Консультация «Совместные игры детей и родителей»
1. Наглядная информация «Совместные игры детей и родителей»,
«Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» «Безопасность детей в лесу»
«Досуг с ребенком на природе»
2.Беседы «Поговори со мною, мама» «Как показать ребенку свою любовь»
семьей»
3. «Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих
детей»
12

2.11.Режим дня
Мероприятия
Дома
Подъем, утренний туалет
В детском саду
Приход детей, игра, самостоятельная деятельность
Утренняя гимнастика
Игры, беседы, самостоятельная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Подготовка к занятиям, игры
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
2-й завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъем, гигиенические процедуры
Полдник
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность
Подготовка к ужин, ужин
Игры, прогулка, уход детей домой
Дома
Возвращение домой, ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры
Ночной сон

Время
6.30-7.30
7.30-8.00
8.00-8.10
8.10-8.15
8.15-8.45
8.45-9.00
9.00-9.10
9.10-9.20
9.20-9.40
9.40-11.30
11.30-11.40
11.40-12.15
12.15-15.00
15.00-15.10
15.00-15.10
15.10-15.50
15.50-16.20
16.20-18.00
17.00-21.00
21.00-7.30

2.12. Примерное расписание организационной образовательной деятельности
Дни недели

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

Деятельность

1. Развитие речи
9.00-9.10
2.Развитие движений 9.20-9.30
Развлечение, досуг
15.30-15.45
1. Лепка
9.00-9.10
2. Развитие речи
9.20-9.30
Познавательное развитие
9.00-9.10
Музыка
15.30-15.45
1. Ознакомление с окружающим миром
9.00-9.10
2. Физическая культура (в группе)
9.20-9.30

ПЯТНИЦА
Количество занятий
Длительность (мин.)
Максимальный объем
учебной нагрузки в неделю

1. Рисование
9.00-9.10
2.Музыка 9.35-9.50
10
10
100 мин

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
удованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста.
печивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов.
ка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как
гут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут
фицированы для каждого направления развития детей.
Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития детей. В группе находятся
бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они
выполнены из разнообразного материала, имеют разные размеры, цвет, фактуру,
стимулируют выполнение разнообразных действий:
Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для
индивидуальных занятий
• Большая напольная пирамида;
• Матрешки;
• Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары);
• Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, черпачки, грабельки,
молоточки, и др.);
• Конструкторы;
• Игрушки-забавы;
• Заводные игрушки ( волчки, машинки и пр.)
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
• Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы,
предметы из резины, пластмассы и пр.);
• Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон и пр.);
• Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные,
пластиковые и др.), мягко набивные игрушки из разных тканей, заполненные различными
материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);
• Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль,
горох, макароны и пр.);
• «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками
• Книги, открытки, альбомы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и
растений.
Материалы для развития речи:
Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов);
• Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда,
мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);
• Материалы с изображением различных знаков (кубики, объемные фигуры)
14

• Разрезные картинки, наборы парных картинок;
Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные,
бытовые ситуации);
• Аудиокассеты с записями детских песен, сказок; Материалы и игрушки для социальнокоммуникативного развития детей;
• фотографии детей, семьи, семейные альбомы;
• фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;
• наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых;
• картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей
(веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.)
• Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей
Материалы для изобразительной деятельности:
Наборы цветных карандашей, разноцветных мелков
• Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования
• Доски для рисования мелками.
• Материалы для музыкального развития детей:
Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, ложки,
колокольчики, дудочки.
• Аудио средства (магнитофон, наборы дискет с записями музыкальных произведений)
• Материалы для театрализованной деятельности:
Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей
сказок, ширмы для кукольного спектакля.)
Фланелеграф с набором персонажей и декораций ;
Различные виды театров (настольный , пальчиковый);
Материалы и оборудование для физического развития детей горки
• лесенки
• скамеечки
• модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов
• веревки
• дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения
•массажные дорожки и коврики с разным покрытием
Игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:
мячи разных размеров,
• обручи,
• специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений
кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.)
• коробки с разными крышками и прорезями.
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:
Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и
надевать, куклы-голыши.
• Кукольная мебель (столики, стульчики, шкаф, кроватки и пр.)
• Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.
• Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые
приборы); укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца); купания (ванночки,
салфетки); прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем), машинки.
• Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина,
грузовики, легковые автомобили, самолеты, кораблики).
15

• Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, шарики, детали пирамидок
и конструкторов, и пр.)
• модули для строительства машин, домов и пр.
• Оборудование и игрушки на детской площадке:
Мячи;
песочница;
скамейки;
домик;
игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки)
3.2. Организация адаптационного периода
Адаптационный период для ребёнка обеспечивает ему плавное и безболезненное вхождение
в новые условия жизни.
Задача педагога на этом этапе — создание атмосферы доброжелательного общения в группе
в целом и с каждым ребёнком в отдельности, поддерживать тесную связь с родителями. В
группе создана для ребёнка атмосфера психологического и физиологического комфорта.
Условиями успешной адаптации ребёнка к детскому саду являются:
• информированность воспитателя о семье ребёнка, о состоянии здоровья и
индивидуальных особенностях развития, привычках, увлечениях и предпочтениях ребёнка
(любимые игры, книжки, занятия);
• постепенность вхождения в новый коллектив: плавное увеличение времени пребывания и
уменьшение времени повышенного внимания, мягкое отвлечение от «вредных» привычек
(сосание соски, использование памперсов и т.п.), нивелирование ситуации «расставание с
мамой»;
установление доверительного контакта с окружающими ребёнка взрослыми;
вовлечение ребёнка в интересные для него виды деятельности;
положительное эмоциональное подкрепление режимных моментов (дневной сон, умывание,
приём пищи и др.).
В целом при организации жизни детей в течение всего времени их пребывания в детском
саду (а особенно в адаптационный период) необходимо учитывать возрастные особенности
детей, состояние здоровья и возможности. Во время адаптации детей к детскому саду
родителям разрешается присутствовать в группе первые дни вместе с ребенком.
Степени адаптации.
Легкая степень адаптации (до 1месяца)
К двадцатому дню пребывания в детском саду у ребёнка нормализуется сон, он нормально
начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.
Отношение к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к
окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. К концу
первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза,
сроком не более десяти дней, без осложнений.
Средняя степень адаптации (1 – 3 месяца)
Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20 – 40 дней. Настроение неустойчивое в
течении месяца, плаксивость в течении всего дня. Отношение к близким – эмоциональновозбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Речь либо не используется, либо
речевая активность замедляется. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней,
без осложнений. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени
под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи (диатез) – в течении полутора - двух
недель.
16

Тяжёлая степень адаптации (3 – 6 месяцев)
Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами;
аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды,
невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение
безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к
60-му дню пребывания в детском саду. Отношение к детям: избегает, сторонится или
проявляет агрессию.
Традиции группы.
В группе проходят совместные с родителями праздники: Новогодний утренник, Праздник
пап, Мамин день, Осенний
3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка
среда, которая способствует физическому, социально- личностному, познавательному,
художественно-эстетическому развитию детей. Главное требование к предметной среде – ее
развивающий характер.
В группе имеются комната для приема детей со шкафчиками для одежды, групповое
помещения для игр и занятий, спальня, туалетная комната. На территории детского сада
выделен участок для прогулок, игр и занятий на воздухе. В детском саду имеется
спортивный зал, зал для музыкальных занятий, медицинский блок, пищеблок.
В группе каждый ребенок может найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая
среда обеспечивает комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворяет собой
домашний уют. В ней предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со
сверстниками и взрослыми, созданы условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное,
психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение.
С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учреждения (веранды,
спортивные снаряды), создается красивый ландшафт (летом - аллеи, клумбы, лужайки;
зимой – скульптуры из снега). Все элементы интерьера быть со вкусом оформлены.
Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают
разлуку с родными.
Помещение для приема детей удобное, уютное и для детей и родителей. Шкафчики для
одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка).
В раздевалке достаточное количество банкеток и скамеек для одевания и раздевания детей.
На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей
(дневное меню, распорядок дня, расписание занятий, наш денек, стенд для демонстрации
детских работ). На столике выставляются дидактические материалы для родителей (списки
рекомендуемой литературы по воспитанию детей, книги, журналы и пр.). Оборудование
туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей. Каждому ребенку выделен
горшок и полотенце. В спальне находятся кровати на каждого ребенка.
В групповой комнате расположена детская мебель: столики, стульчики, диванчики,
скамейки, на которых детям можно отдохнуть и полежать. Уют и тепло создают коврики,
на которых малыши играют самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это
способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми. В
«уголке уединения» (паровозик) малыш может спрятаться, некоторое время побыть в
одиночестве.
Мебель и оборудование расположены так, что остается достаточно пространства для
свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность беспрепятственно
ходить, ползать, бегать, качаться на качалках, возить за веревочку машинки и т.д..
Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные,
фрагменты классических произведений) используются во время режимных моментов и в
играх в качестве фона и дополнения. Рациональное размещение мебели, эстетическое
17

1оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального
комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного
самоощущения.
Зонирование групповых помещений.
Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребностям актуального и
перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе дает детям возможность
одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу.
Этому способствует зонирование групповой комнаты. Зонирование помогает ребенку
выбрать для себя привлекательное занятие, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В группе организованы следующие зоны для:
• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
• развития движений;
• сюжетных игр;
• игр со строительным материалом;
• игр с машинками;
• музыкальных занятий;
• чтения и рассматривания иллюстраций;
• отдыха (уголок уединения).
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны
объединяются, взаимозаменяются и дополняются.
Обеспечение безопасности среды.
Предметная среда служит целям развития детей и безопасна для них. Она организована
таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же
время не ограничивает свободу детей. Мебель и оборудование расположены таким образом,
что дети и взрослые свободно передвигаются по комнате. Мебель, перегородки устойчивы,
полки надежно укреплены, столы и стулья не имеют острых углов, свободно
переставляются. Игры и игрушки расположены на низких полках, дети свободно берут их и
самостоятельно кладут на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки,
хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы,
ножницы, средства для мытья посуды и пр.) находятся в недоступном для малышей месте.
Дети играют только под присмотром взрослых. Взрослые заботятся о безопасности детей на
участке. Игрушки для прогулок хранятся отдельно и регулярно моются. Малыши не
остаются без присмотра на горке и других игровых сооружениях. Детская площадка
регулярно проверяется на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и
кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов.
3.4.Современные подходы к формированию предметной развивающей среды
дошкольных учреждений.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая
среда.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от
того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и
дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как
они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником
его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя
ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной
реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации
предметно-пространственной среды.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут
влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е.
18

социальная культура общества, собственно, это тот мир, в который ребенок приходит,
рождаясь на свет).
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности
ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического
развития ребенка.
Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды
дошкольного детства.
Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как
основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее
развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является
составляющей «развивающей предметной среды».
Основные принципы построения развивающей среды:
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию
пространства для общения взрослого с ребенком
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в
создании окружающей среды
3. Принцип стабильности – динамичности - ориентирован на создание условий для
изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения
непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными
видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация
среды.
6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и
мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе
нормами
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего
развития».
Для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:
смена ведущих мотивов деятельности;
развитие эмоционально-делового и предметного общения;
развитие и активизация общих движений;
развитие предметных действий и предметной деятельности;
развитие наглядно-действенного мышления
интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи;
овладение различными навыками в процессе подражания;
- становление представлений о себе;
- формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности;
- активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании
собственных достижений;
- закрепление навыков самообслуживания; развитие внутренней речи.
4 основных вида деятельности ребенка:
игровая;
продуктивная;
познавательно-исследовательская;
двигательная.
На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
19

Задачи:
1. Активизировать моторику рук.
2. Стимулировать действия зон коры головного мозга.
3. Совершенствовать психологических процессов, двигательную, зрительную,
смысловую(память, мышление)
4. Формировать положительные эмоции.
Рациональное размещение игрушек позволяет ребёнку беспрепятственно выбирать те из
них, которые интересны малышу в данный период времени. Очень важно учитывать
разнообразие игрушек, их фактуру, размеры, назначение.
Цветовая гамма, яркость красок, украшение стен также являются частью развивающей
среды ребёнка, так как действуют на всестороннее развитие малыша, посредством
сенсорного воспитания, формирования эстетического вкуса. Использование в оформлении
группы текстильных материалов не только выполняет функцию разделения игровых зон, но
и создаёт уют в помещении, создавая домашнюю обстановку.
Кукольный уголок
В этой игровой зоне ребёнок постигает азы взрослой жизни. Чем больше материала для
обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций. Как
интересно ребёнку выполнять роль взрослого. Это вселяет в него уверенность.
Основной вид деятельности наших малышей — игровой. В кукольном уголке собраны
игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только
знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем
переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
Уголок ИЗО
Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности.
Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы
карандашей, пластилин, бумага для рисования.
Книжный уголок
Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре
любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы
сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию.
Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому
здесь у нас много книг по программе.
Музыкально-театральный центр
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок
мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть
настольный театр, пальчиковый.
Шапочки овощей для обыгрывания детьми день рождений и праздников. Театрализованная
зона для игр в группах раннего возраста стимулирует развитие речи ребёнка, благоприятно
действует на формирование эмоциональной сферы.
Центр развивающих игр
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой
моторики, воображения.
Комплектация: вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушкишнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные
виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, настенный коврик развития.
Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для
сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Зона двигательной активности
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины –
самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить
детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски.
20

Детское мышление, восприятие, память, внимание, речь развиваются не только через
ручные действия, но и через весь обширный круг движений, которыми наполнен каждый
день ребенка.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметноразвивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья»,
массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца,
атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения
утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – кубики, погремушки
Нестандартное оборудование:
Помогают развивать творческие способности, воображение, речь. Закреплять навыки
самостоятельной и подвижной игры. Придумывать собственные игры. Так же «жучок» для
регулирования и тренинга силы вдоха. Осьминог, гусеница для развития основных
движений; разноцветные бревнышки, массажные коврики для укрепления мышц стоп.
Уголок ряженья
Позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого
знакомого и незнакомого. Маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение
в зеркале. В уголке есть косынки, фартуки, шапочки, юбочки.
Приемная комната
Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по
лепке, где так же выставляются детские работы, информация для родителей.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают
влияние на его развитие. Все представленные вашему вниманию уголки составляют
предметно – развивающую среду.

21

3.5. Используемая литература
№ п/п Наименование
1
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые
шаги» / Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - 3 – издание. - М.:
ООО «Русское слово - учебник»,2019. – 168с. – (ФГОС дошкольного
образования).
2
Методические материала к Комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги» / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова. – М.: ООО «Русское слово - учебник»,2019.
– 40с. - (ФГОС дошкольного образования).
3
Методические материала к Комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги» / РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ. Л.Н.Галигузова. – М.: ООО «Русское слово - учебник»,2019. – 56с. (ФГОС дошкольного образования).
4
Методические материала к Комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги» / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Е.О.Смирнова, С.Ю.Мещерякова, Т.В.Ермолова. - 3 – издание. - М.: ООО
«Русское слово - учебник»,2019. – 96с. – (ФГОС дошкольного образования).
5
Методические материала к Комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги» / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ,
С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова. – М.: ООО «Русское слово - учебник»,2019.
– 80с. - (ФГОС дошкольного образования).
6
Методические материала к Комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги» / СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: ООО «Русское
слово - учебник»,2019. – 80с. - (ФГОС дошкольного образования).
7
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)26-69-33