Рабочая программа средней группы

Содержание………………………………………………………………2
1. Целевой раздел рабочей программы
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………3
1.1.1.Цели и задачи реализации Рабочей программы……………………………......4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы…………. 4
1.1.3. Значимые характеристики для реализации Рабочей Программы…………….4
1.1.4. Возрастные особенности детей 4-5 лет………………………………………...5
1.2.Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)………...6
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности детей в соответствии с возрастными
направлениями развития ребенка……………………………………………….. 8
2.1.1. «Социально-коммуникативное развитие»……………………………………...8
2.1.2. «Познавательное развитие» ……………………………………………………10
2.1.3. «Речевое развитие»………………………………………………………………12
2.1.4. «Художественно-эстетическое развитие»……………………………………...14
2.1.5. «Физическое развитие»………………………………………………………….16
2.3.Комплексно-тематическое планирование…………………………………………18
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………..22
3. Организационный раздел.
3.1. Режим пребывания детей в группе ………………………………………………..22
3.2.Предметно-пространственная развивающая образовательная среда…………… 24
3.3. Особенности традиций и праздников………………………………………………25
3.4. Список литературы …………………………………………………………………25

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по усвоению программных требований
детьми средней группы МБДОУ №38 «Малинка» г. Улан-Удэ разработана в целях
осуществления воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста
4-5 лет на:
- «Основной образовательной программе дошкольного воспитания «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
- Образовательной программе МБДОУ «Детский сад №38 «Малинка» г. Улан-Удэ»
- Программе воспитания МБДОУ «Детский сад №38 «Малинка» г. Улан-Удэ»
Часть программы составляет Основная образовательная программа дошкольного
образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева, по областям:
- Познавательное развитие (Развитие элементарных математических представлений)
-Речевое развитие (Развитие речи, художественная литература)
Нормативной основой рабочей программы является соответствие федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ №1155
от 17 октября 2013 года).
• Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принципы государственной
политики в сфере образования ст.2; п. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4, 2.5; Общие требования к
содержанию образования ст.14; Требования к охране жизни и здоровья
воспитанников ст. 51; Права и обязанности родителей (законных представителей)
ст. 52; Права работников образовательных учреждений ст. 55);
• Постановление Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г.
«Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении»;
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено), (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003);
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4–5 лет. Приемы
работы с детьми подобраны дифференцированно с учетом индивидуальных
возможностей, обеспечивающих достижения воспитанниками результатов освоения
обязательного минимума содержания дошкольного образования. Программа направлена
на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей
дошкольного возраста, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных
видах общения и деятельности с учётом их возрастных особенностей по основным
направлениям:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• художественно – эстетическое развитие
• физическое развитие.
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных в ФГОС ДО согласно которому ребёнок:
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе.
- обладает чувством собственного достоинства.
- активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх.
- может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он
живёт. Знаком с произведениями детской литературы.
3

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, экологическими
знаниями, истории.

1.1.1. Цель и задачи Программы

Цель:
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития
индивидуальности детей через общение, игру, участие в опытно- исследовательской
деятельности других формах активности.
Задачи:
• Развивать положительное отношение ребёнка к себе и другим людям;
• Сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
• Развивать у детей интерес к миру природы, желание сохранять её;
Содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
• Сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать
и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и
др.)
• Стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения
от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой:
• Сформировать представления о России как своей стране, узнавать и называть
символику своей страны (флаг, герб, гимн)

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы

Рабочая программа средней группы сформирована в соответствии с принципами и
подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными
стандартами:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерство с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
• учтёт этнокультурной ситуации развития детей. Обеспечение преемственности
дошкольного общего и начального общего образования.

1.1.3.Значимые характеристики для реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной
деятельности. Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня
системы общего образования с целью формирования общей культуры личности
воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирования предпосылок учебной деятельности. Учитываются также возраст детей и
необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.
4

Для детей дошкольного возраста это:
• игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность
детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и
фольклора);
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
• изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
• двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

К четырем - пяти годам: В этом возрасте дети направлены на познание окружающего
мира, поэтому так часто разбирают игрушки и предметы на составляющие детали и
задают большое количество вопросов. В общение со взрослыми появляется повышенная
обидчивость. От взрослого дети ожидают уважительного отношения, похвалу. Такая
повышенная обидчивость является возрастным феноменом и в норме проходит.
Демонстрация
взрослого
уверенности
взрослого
в
способностях
ребёнка,
доброжелательное отношение, позитивное настроение помогают ребёнку преодолеть
обидчивость, развивает инициативу и стремление к сотрудничеству со взрослым.
В возрастном периоде около 4 лет происходит всплеск интереса к сверстникам. Сверстник
как партнёр по общению становится для ребёнка более привлекательным и желанным,
чем взрослый. Дети начинают общаться с ровесниками в два раза чаще, чем со взрослым.
Помимо потребности в сотрудничестве, начинает активно развиваться потребность в
признании сверстниками, что находит своё отражение в постоянном сравнении себя с
ними, конкуренции, соревновательности. Это позволяет развиваться у детей образу Я,
дифференцироваться представлениям о своих возможностях. Появляются детские
игровые объединения, которые носят ситуативный характер. Познания сверстника
дошкольника носит отражённый характер.В этом возрасте продолжают активно
формироваться и закрепляться культурно – гигиенические навыки, навыки
самообслуживания. Развиваются изобразительная и конструктивная деятельности.
Рисунки и постройки усложняются и становятся более детализированными, расширяется
круг изображаемых объектов. Дети овладевают приёмами вырезывания ножницами,
создают аппликации из нескольких деталей. Увеличивается объём памяти и устойчивость
внимания, дети могут сосредоточенно заниматься какой – либо деятельностью 15-20
минут. Развивается восприятие (дети выстраивают упорядоченные ряды по цвету, форме,
высоте, длине), наглядно – образное мышление, становится доступным использование
простых знаков, схем. Продолжает развиваться сюжетно-ролевая игра. Развивается
ролевое взаимодействие, роли могут меняться в процессе игры, происходит разделение
реального и игрового взаимодействия между детьми. Дошкольники стремятся к
совместной игре со сверстниками и даже соглашаются на непривлекательные роли, ради
того, чтобы быть принятыми ими в совместную игру. В игре развивается основное
психическое новообразование дошкольного детства – продуктивное воображение.
Создание новых образов реальности – лишь одна из функций воображения, которая
проявляется прежде всего в способности смотреть на мир (включая самого себя, и в
первую очередь самого себя) «глазами другого человек. Поэтому развитие воображения
5

создаёт основу для формирования самосознания, самоконтроля, предпосылок рефлексии,
широкого круга сопутствующих умений, необходимых в том числе для освоения учебной
деятельности в начальной школе.

1.2. Планируемые результаты к освоению программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность
развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения
конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Область
«Социально-коммуникативное
развитие»

Направление
развития

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует
рассматривать как социально - нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий
направленность воспитательной деятельности взрослых.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются
основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей. Освоение Программ не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая
оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Основные задачи психолого-педагогической работы

Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умеет налаживать с ними
вербальный контакт. Играет в группе сверстников по 2-4 человека. В процессе сюжетно –
ролевой игры взаимодействует со сверстниками, выбирает роль в соответствии с сюжетом.
Использует в игре средства эмоциональной выразительности. В конфликтной ситуации
может уступить. Адекватно откликается на просьбы и поручения взрослого, на
эмоциональные переживания других людей. Обращается к воспитателям по имени и
отчеству. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной
образовательной организации. Ситуативно соблюдает элементарные правила бережного
отношения к природе и животным, пользуется правилами дорожного движения, поведения
на улице, на транспорте. Отличает проезжую часть дороги от пешеходной (тротуар).
Называет своё имя, фамилию, возраст. Может аккуратно есть, пользоваться вилкой,
самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры, одеваться, раздеваться,
расчёсывать волосы, пользоваться платком, выполнять элементарные поручения взрослого,
называть несколько профессий, поддерживать порядок в игровом уголке, на рабочем месте
вовремя НОД.

Область «Познавательное развитие»

Область
«Речевое развитие»
Область «Художественноэстетическое развитие»

Область
«Физическое развитие»

- Знает название страны, родного города, села, основные действия врача, продавца,
парикмахера, повара.
-Имеет представление о семье и взаимопомощи членов семьи, об основных частях тела и
их назначении, разных видах общественного транспорта, профессиях людей и
взаимопомощи людей разных профессий, основных особенностях сезонной жизни
природы и жизни людей.
- Может отличать город от села, различает времена года и называть их признаки, понимать
простейшие причинно-следственные связи (холодно- надо тепло одеваться), отличать и
называть деревья и кустарники, грибы, ягоды, решать задачи в групповой деятельности, в
практических действиях с новыми предметами пытаться узнать их свойства (сжимать,
катать, разъединять, пересыпать, переливать и пр.).
Пересчитывать предметы в пределах пяти с обобщающим жестом, соотносит свои пальцы
с количеством единичных предметов, составляет взаимно – однозначное соответствие.
Сравнивает объекты по их количеству независимо от их величины, решает простейшие
логические задания, находит общие признаки фигур и группирует и по одному из
признаков, ориентируется в пространстве, узнаёт геометрические фигуры, пользуется
условной меркой при измерении количества жидкости и длины, знает и называет времена
суток, самостоятельно выполняет простые творческие задания.
Понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, понимает и употребляет
обобщающие слова, подбирает признаки, качества, действия к названию предметов,
сравнивает и называет предметы по размеру, цвету, величине, соотносит названия
животных и их детёнышей, употребляет глаголы в повелительном наклонении, правильно
согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже,
составляет предложения разных типов, правильно произносит звуки родного языка,
находит слова, сходные и различные по звучанию, пересказывает короткие сказки и
рассказы с незнакомым ему ранее содержанием, составляет рассказ по картинке или об
игрушке совместно со взрослым, описывает предмет, изображённый на картинке, называя
признаки, качества, действия, высказывая свою оценку, пользуется разнообразными
вежливыми формами речи.
Отвечает на вопросы, связанные с содержанием произведения, понимает образный язык
сказок, рассказов, стихотворении, с интересом изображает знакомые объекты и явления,
самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые
сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых
мультфильмов, передаёт графическими, живописными и пластическими средствами
различные признаки изображаемых объектов, уверенно владеет разными
художественными техниками, удовольствием конструирует различные изделии и
постройки из строительного материала, бумаги, картона, природного и бытового
материала, предметов мебели.
Внимательно, от начала до конца, прослушивает небольшие музыкальные произведения,
различает в музыке звуки природы, голоса птиц и животных, с удовольствием двигается
под музыку, поёт выразительно, владеет элементарными приёмами игры на игрушечных и
простейших народных музыкальных инструментах, может ритмически сопровождать
мелодию с простым ритмическим рисунком, узнаёт и может воспроизвести названия
нескольких предусмотренной программой музыкальных произведений, которые
прослушивались или разучивались на музыкальных занятиях.
Умеет:
Принимать правильное исходное положение при метании, строиться в колонну по одному,
парами, в круг, шеренгу, отбивает мяч о пол не менее 5 раз, выполняет упражнения,
демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
Может:
Метать предметы разными способами обеими руками, ловить мяч, скользить
самостоятельно по ледяным дорожкам, ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять
поворот переступанием, подниматься в горку.
Соблюдать элементарные правила гигиены: моет руки с мылом, пользуется расчёской,
носовым платком.
Соблюдает элементарные правила приёма пищи: моет руки перед едой, правильно
пользуется столовыми приборами.
Обращается к взрослым при заболевании, травме.

7

Содержательный раздел:
2.1.Описание образовательной деятельности детей в соответствии с
возрастными направлениями развития ребенка

Содержание Рабочей программы определяется в соответствии с направлениями развития
ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке
России. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления развития и
образования детей (далее - образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
2.1.1. «СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Труд
Пояснительная записка
Основной целью трудового воспитания в дошкольном возрасте является
формирование положительного отношения к труду. Реализация данной цели
осуществляется через решение следующих задач:
- ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной
значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к
его результатам;
- организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые
навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка
со взрослыми и сверстниками.
В конце года дети могут:
• бережно относиться к своей одежде, уметь приводить её в порядок;
• самостоятельно поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада;
• ухаживать за птицами и растениями в групповой комнате и на участке;
•
самостоятельно убирать своё рабочее место после окончания занятий и
выполнять обязанности дежурных по столовой.
Образовательная область «Cоциально – коммуникативное развитие» направлена на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности. Планирование составлено по принципу интеграции и формированию
позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирования основ
безопасного поведения в быту, социуме. (ФГОС ДО).

Безопасность

Пояснительная записка
Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ
безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ
безопасности окружающего мира (экологического сознания).
Этот процесс происходит через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
8
• формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям
в жизни человека;
• приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;

• формирование знаний о Правилах дорожного движения.
Для организации обучения дошкольников Правилам дорожного движения
необходимо создать в ДОУ специальные условия, но построению предметноразвивающей среды, которая может быть представлена следующими
компонентами:
• Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной
дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, милицейская машина;
куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок,
театр бибабо, звери. Режиссерская игра: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу»
(герои из сказок, знаки).
•
Наглядно-дидактические пособия: общественный
транспорт:
трамвай,
троллейбус, автобус, «метро», маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые,
грузовые машины; картины: с изображением улицы города (со знаками и светофором);
перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с
машинами), тротуар (с людьми); карточки 10x15 с изображением разных ситуаций на
дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей
по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный
переход», «Осторожно, дети», «Двухстороннее движение». Перфокарты - A3 с разными
ситуациями в файле. Макет на столе (или стене из ткани, дорога - машины, люди).
Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками.
Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно, дорога», «Найдите
пешеходный переход».
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4);
светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности.
Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне общественный транспорт: автобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий,
дорожные знаки.
• Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно»,
«Разрешено - запрещено», «Дорожное поле».
• Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Содержание направления «Безопасность» представлено для всех участников
образовательно-воспитательного процесса ДОУ: дети - педагог - родители. К концу года
дети могут:
• владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
• пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности;
• знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в
транспорте.
В конце года ребенок средней группы может знать:
• Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части;
умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
• Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей
части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера,
машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в
транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
• Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части
улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов,
хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об
особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного
9
транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя
правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила
безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что

движение машин может быть односторонним и двусторонним, и проезжая часть улицы
при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть
«островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе
живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован
в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение
таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный
переход», «Двустороннее движение», «Дети».
2.1.2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Пояснительная записка
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной
из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие
элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном
воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной
деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания
детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формировать у детей навык присчитывания и пересчитывания до 5 с обобщающим
жестом. Формировать навык прямого и обратного порядкового счёта до 10. Учить
составлять взаимно-однозначное соответствие, на единицу больше, на единицу меньше.
Формировать навык порядкового счёта;
- знакомить детей со способом сравнения объектов разной формы путём приведения их к
одной форме (на примере пластилина, крупы, воды);
- формировать навык сравнения объектов по количеству независимо от их величины (на
примере больших и маленьких кругов);
- формировать понятие числа: зависимость числа от мерки, его абстрактность
(«волшебность»). Формировать умение пользоваться условной меркой;
- формировать предпосылки навыка счёта с разным основанием;
- развивать пространственное воображение. Знакомить детей с элементарными
геометрическими фигурами: плоскими - кругом, квадратом, прямоугольником,
треугольником, овалом; объёмными - кубом, шаром; с кривыми и прямыми линиями.
Знакомить со свойствами фигур;
- учить ориентации в пространстве: закреплять знания детей о взаиморасположении тел в
пространстве; закреплять понятия «перед», «между», «после» и активизировать их в речи
ребёнка. Развивать умение ориентироваться на плоскости: работа с лабиринтами и
планами;
- развивать логическое мышление: формировать умение составлять логическую
последовательность, находить общие признаки фигур и группировать их по одному
признаку (форме, цвету и др.) и одновременно по двум признакам. Формировать навык
выполнения действия по заранее заданной схеме. Учить выделять противоположные
признаки предметов: формировать понятия «большой -маленький», «высокий - низкий»,
«широкий -узкий», «толстый - тонкий» и активизировать их в речи;
- развивать творческое мышление: развивать пространственное воображение, развивать
умение видеть целое раньше частей, формировать навык замещения;
- закреплять представления о времени суток - утро, день, вечер, ночь; о временах года зима, весна, лето, осень;
10
- развивать внимание, сенсорные навыки, моторику рук, координацию движений.
К концу года дети пяти лет могут:

- пересчитывает предметы в пределах пяти с обобщающим жестом, соотносит свои
пальцы с количеством единичных предметов, составляет взаимно-однозначное
соответствие, уравнивает две группы предметов;
- сравнивает объекты по их количеству независимо от их величины;
- выполняет простейшие логические задания: определяет лишнее, находит нелепицы,
продолжает логическую последовательность;
- находит общие признаки фигур и группирует их по одному из признаков (форме, цвету и
др.);
- выделяет противоположные признаки предметов: большой - маленький, высокий низкий, широкий - узкий, толстый -тонкий, длинный - короткий;
- ориентируется в пространстве, оперирует понятиями «перед», «после», «между»;
- узнаёт основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал, куб, шар; различает прямые и кривые линии;
- выполняет задания на прохождение несложных лабиринтов, понимает план помещения;
- пользуется условной меркой при измерении количества жидкости и длины при помощи
взрослого;
- знает и называет время суток: утро, день, вечер, ночь; знает и называет времена года:
зима, весна, лето, осень;
- самостоятельно выполняет простые творческие задания.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Развитие
познавательно-исследовательской деятельности
Пояснительная записка
Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение
кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя
следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как
таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является
жизни и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в
осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела - расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
• формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по
их признакам (цвет, форма, величина, вес);
• уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны
предметы, об их свойствах и качествах;
• формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;
• развитие интереса к миру природы;
• развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
• формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного
комплекса;
• развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам
природы в процессе общения с ними;
• развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего
мира;
• формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного
общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира,
11

но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то
одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка мероприятий предусматривает
разумное чередование их в течение каждого месяца.
К концу года дети могут:
• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на
участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для
восприятия и обследования;
• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют)
возможности видеть;
• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на
то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);
• составить рассказ о своем родном городе (поселке, селе);
• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать
милиционером, пожарным, военным и т. п.);
• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в
посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не
рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
• рассказать о сезонных изменениях природы.
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является
составляющей
частью
образовательного
направления
«Познание».
Детские
исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным
методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную
активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить
её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
• создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на
занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
• формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
• создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
• привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
В конце года дети могут:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы
и обобщения.

2.1.3. «Речевое развитие»

Пояснительная записка
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая
структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются
словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг
с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится
внеситуативной.
Целевым
ориентиром
направления
«Коммуникация»
является
овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
12

Реализация цели происходит через решение следующих задач:
• развитие свободного общения с детьми и взрослыми;
• развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской
деятельности; практическое овладение нормами речи.
К концу года дети средней группы могут:
• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих
предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый,
печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики,
разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы;
образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в
слове;
•
осмысливать
причинно-следственные
отношения;
употреблять
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной
картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать
(инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития
фантазии;
• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие
действия).
Классификация методов развития речи
по используемым средствам
в зависимости от характера речевой
деятельности
Наглядные
Репродуктивные – основаны на
непосредственное наблюдение и его
воспроизведении речевого материала,
разновидности (наблюдение в природе, на готовых образцов
экскурсии); опосредованное наблюдение
метод наблюдения и его разновидности,
(изобразительная наглядность:
рассматривание картин, чтение художественной
рассматривание игрушек и картин,
литературы, пересказ, заучивание наизусть,
рассказывание по игрушкам и картинам),
игры – драматизации по содержанию
использование ИКТ
литературных произведений. Дидактические
игры
Словесные
Продуктивные – основаны на построении
чтение и рассказывание художественных
собственных связных высказываний в
произведений, заучивание наизусть,
зависимости от ситуации общения
пересказ, обобщающая беседа,
обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с
рассказывание без опоры
перестройкой текста, дидактические игры на
на наглядный материал
развитие связной речи, метод моделирования,
творческие задания
Практические
дидактические игры, игры – драматизации,
инсценировки, дидактические упражнения,
пластические этюды, хороводные игры
Приемы развития речи
Словесные - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка
детской речи, вопрос, поощрения.
Наглядные – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции
при обучении правильному звукопроизношению.
13

Игровые – игровое сюжетно – событийное развёртывание, игровые проблемно –
практические ситуации, игра – драматизация с акцентом на эмоциональное переживание,
имитационно – моделирующие игры. Ролевые обучающие игры, дидактические игры.

Чтение художественной литературы

Пояснительная записка
В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный
вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных
разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи,
позитивного отношения к миру.
Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на
достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение
следующих задач:
• формирование целостной картины мира;
• развитие литературной речи;
• приобщение к искусству слова[4].
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.
Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им
произведения).
К концу года дети средней группы могут:
• высказать желание послушать определенное литературное произведение;
• с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
• назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем
взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
• с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
• дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли
произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще
раз?».
2.1.4. «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Пояснительная записка
«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация,
художественный труд»
Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование
интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение
потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Основными задачами художественно-эстетического развития являются:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их
творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
o Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта,
уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и
явлениях, которые им предстоит изображать.
o Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
o Использование детских работ в оформлении помещений детского сада,
организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и
взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка,
аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский
сад, квартиру, дом, где они живут.
14

Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание
индивидуальных
и
коллективных
композиций),
художественных
материалов.
o Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях
по изобразительной деятельности и в свободной художественной
деятельности. Уважение к творчеству детей.
o Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания
для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей
оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные
изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и
суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной
деятельностью.
К концу года дети могут:
• выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки,
проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
• изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно
путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания,
использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных
жирных мелков и др.;
• передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов,
располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой
росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в
росписи.
В лепке
• создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную
композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и
прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и
закруглять углы;
• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному
желанию;
• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Пояснительная записка к разделу «Развитие продуктивной деятельности:
конструирование»
Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный.
Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к
конструированию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук
уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка
возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к
соблюдению
определенных
требований,
предъявляемых
воспитателем
(последовательность операций, использование разных способов конструирования),
проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в
конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинноследственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и
особенно память.
15
o

В силу психологических и физиологических особенностей детей данного возраста
и согласно принципу интеграции образовательных областей, продуктивная
деятельность, наиболее полно будет реализована в следующем варианте:
рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать
трудности и вести целенаправленную работу по развитию художественно-творческих
способностей дошкольников.
Целевые ориентиры по конструированию к концу пятого года:
• у детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах;
• расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством,
созданием техники, предметов, вещей;
• дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;
• у детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и
свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);
• дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по
словесной инструкции;
• совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по
форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними);
• развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.);
• дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с
ними;
• развивается творчество, изобретательство;
• формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при
оформлении построек, поделок;
• дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос
способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами;
• учатся мастерить элементарные игрушки оригами;
• упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного
материала;
• учатся пользоваться ножницами, клеем;
• развивается деловое и игровое общение детей;
• дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
2.1.5.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Направления: «Здоровье», «Физическая культура»
Пояснительная записка
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных
направления: «Здоровье» и «Физическая культура».
Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и
формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение целей
формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие через решение задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости,
координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
16

Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только
формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать
целеустремленность,
самостоятельность,
инициативность,
развивать
умение
поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и
координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер,
совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается
целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений,
выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность
выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению
технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях
знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать
потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо
продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого
необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня,
комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8
минут.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям
является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной,
основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень
развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность - 20-25 минут.
В средней группе проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них
- на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с
предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и
увеличения времени выполнения.
К концу пятого года дети могут:
- ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
- лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на
другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на
стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;
- принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться,
прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;
- ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное
положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;
отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
- скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);
- ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот
переступанием, подниматься на горку;
- кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;
- ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
- придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять
движения;
- выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность,
грациозность, пластичность движений.
Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений,
подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах
работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке,
во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.
17

В недельном цикле и в течение дня физкультурные мероприятия, игры и физические
упражнения, индивидуальная работа могут чередоваться, например,
Понедельник
- физкультурная деятельность в зале;
- подвижная игра и упражнение в основном виде движения на утренней прогулке;
индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения на вечерней прогулке.
Вторник
- физкультурная деятельность на утренней прогулке;
- индивидуальная работа: физические и спортивные упражнения на вечерней
прогулке.
Среда
- подвижная игра, спортивное упражнение, игровое упражнение в основном виде
движения на утренней прогулке;
- индивидуальная работа: спортивное упражнение (упражнение в основном виде
движения) на вечерней прогулке.
Четверг
- физкультурная деятельность в зале;
- подвижная игра и спортивное упражнение на утренней прогулке;
индивидуальная работа: подвижная игра (спортивное упражнение) на вечерней прогулке.
Пятница
-подвижные игры (2) и упражнение в основном виде движения (спортивное
упражнение) на утренней прогулке);
-индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения (спортивное
упражнение) на вечерней прогулке.
Возможны и другие варианты чередования упражнений, игр и упражнений,
индивидуальных заданий. Но при этом должно соблюдаться важное условие —
ежедневность проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке. Они
подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и
продолжительность различны в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных
занятий в зале на прогулке организуются одна подвижная игра и какое-либо физическое
упражнение (продолжительность 12-15 мин). В другие дни, когда физкультурная
деятельность не проводится, должны быть организованы две подвижные игры и
спортивное упражнение или одна игра, спортивное упражнение и игровое упражнение в
основном виде движения (продолжительность 20—25 мин). Значительное место отводится
играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам.
Во время упражнений на прогулке закрепляются освоенные основные виды движений
(бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание, различные движения с
мячом) и спортивные упражнения. Спортивные упражнения планируются в зависимости
от времени года: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах
(зимой), катание на велосипеде, самокате (весной и летом). В средней группе в течение
месяца с детьми разучивают две-три подвижные игры на утренней прогулке (в
зависимости от сложности содержания они повторяются от трех до пяти раз). При
подборе игр и упражнений для прогулки необходимо сочетать основные виды движений,
чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое - новое, требующее большого внимания
и контроля воспитателя во время его выполнения.

18

2.3. Комплексно-тематическое планирование.
Тематическая неделя: «Сентябрь - начало осени».
Цель:
расширять
знания
об
осени.
Продолжать
знакомить
с
сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о безопасном поведении в
природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года,
приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.
Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять
представления о неживой природе.
Дата проведения: 5 недель с 1.09 по 30.09
Итоговое мероприятие: по предложению воспитателя
1 неделя 1.09-3.09
«Мой любимый детский сад!»
2 неделя 6.09-10.09
«Приметы осени»
3 неделя 13.09-17.09
«Осенние дары леса»
4 неделя 20.09-24.09
«Урожай в саду и на огороде»
5 неделя 27.09 -30.09
«Жизнь растений и животных осенью»
Тематическая неделя: «Я вырасту здоровым»
Цель: расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать
стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку.
Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их
профессий, расширять знания о самих себе, о своей семье. Продолжать расширять
знания об осени.
Дата проведения: 4недели с 1.10 по 29.10
Итоговое мероприятие: Праздник – развлечение «Осень к нам пришла»,
физкультурно-спортивные игры, тематическое мероприятие «День здоровья».
Тематическая неделя: «Дом, в котором я живу»
Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой,
познавательно
исследовательской,
продуктивной,
музыкально
художественной, чтения) вокруг темы родного дома. Расширять и закреплять знания
детей о доме, его помещениях, предметах быта.
Дата проведения: 2 недели с 1.11 по 12.11
Итоговое мероприятие: по предложению воспитателя
1 неделя с 1.11- 5.11

«Мой дом (помещение, комнаты, их назначение) Что нас
окружает (одежда, обувь, посуда)»
2 неделя с 8.11-12.11
«Что нас окружает (мебель, игрушки, электроприборы)
Домашние питомцы: животные, птицы»
Тематическая неделя: «Моя семья»
Цель: формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи,
говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье.
Дата проведения: 2 недели с 15.11 – 30.11
Итоговое мероприятие: выставка, посвященная маме (День матери)
3 – 4 неделя «Семь – Я»
Цель: создавать условия для развития представлений о своем внешнем облике,
гендерных представлений. Формировать умения говорить о себе в первом лице.
Воспитывать добрые чувства и любовь по отношению к своим близким.
Тематическая неделя: Новогодний праздник. Зима
Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально
художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие
связи между явлениями живой и неживой природы.
19

Дата проведения: 5 недель с 1.12 – 30.12
Итоговые мероприятия:
1 неделя 1.12-3.12
«Ах зимушка, зима»
2 неделя 6.12-10.12
«Приметы Зимы»
3 неделя 13.12-17.12
«Дикие животные. Животные севера»
4 неделя 20.12-24.12
«Зимние забавы. Безопасность»
5 неделя 27.12 -30.12
«Новогодний праздник»
Тематическая неделя: Знакомство с народной культурой и традициями. Недели
традиций русского народа
Цель: расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка,
матрешка и др). 3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с
устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов
детской деятельности. Расширять и углублять знания детей о Родине. Воспитывать
любовь к национальной культуре русского народа.
Дата проведения: 3 недели с 10.01 – 21.01
Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.
1 неделя
«Рождественские колядки»
с 10.01-14.01
Цель. Дать представление об обычаях и традициях
празднования Святок, проведения Колядок. Продолжать
знакомить с традициями празднования Старого Нового года в
России.
Итоговое мероприятие: по предложению воспитателя
2 неделя
Тематическая неделя: Прощай, зимушка зима.
с 17.01- 21.01
Дата проведения: 23.01 по 31.01
Цель: Формирование первичных представлений о
сезонных изменениях в природе, традициях русского народа.
Итоговое мероприятие. Развлечение «Прощай зимушка
зима»
Тематическая неделя: «Неделя безопасности»
Цель: помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения
дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях,
понять, к каким вещам в доме и почему запрещено прикасаться (спички,
электрические приборы и инструменты), запомнить, как и в каких случаях звонить по
телефону в службу спасения
Дата проведения: 1 неделя с 23.01 по 31.01
Итоговое мероприятие:
«Будьте внимательны, милые дети! Твёрдо запомните
правила эти!»
«Чтоб в дом Ваш не пришла беда, будьте с огнём
осторожны всегда!»
Тематическая неделя: знакомство с народной культурой и традициями бурятского
народа
Цель: расширять и углублять знания детей о малой Родине. Воспитывать любовь к
национальной культуре бурятского народа. Познакомить детей с народным
творчеством, с обычаями и традициями бурятского народа, с национальным
костюмом, колоритом и самобытностью.
Дата проведения: 2 недели с 1.02 – 11.02
Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.
Сагаалган
Тематическая неделя: Мой папа самый лучший. День защитника отечества
Цель: знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк,
пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России,

воспитывать любовь к Родине.
Дата проведения: 2 недели с 14.02 – 28.02
Итоговое мероприятие: Праздник, посвященный Дню защитника Отечества
Тематическая неделя: Вот какая мама – золотая прямо!
Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально
художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать
уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления.
Дата проведения: 2 недели с 1.03 – 11.03
Итоговое мероприятие: Праздник «8 Марта». Выставка детского творчества.
Тематическая неделя: В гости к нам весна пришла
Цель: расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные
наблюдения, расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
Воспитывать бережное отношения к природе.
Дата проведения: 3 недели с 14.03 – 1.04
Итоговое мероприятие: Праздник «Весна». Выставка детского творчества.
Тематическая неделя: Наша планета Земля
Цель: расширять представления детей о планете Земля и других планетах.
Формировать элементарные экологические представления у детей.
Дата проведения: 1 неделя с 4.04 – 8.04
Тематическая неделя: День Космонавтики
Цель: знакомить детей с патриотическими праздниками нашей страны.
Познакомить с профессией космонавт; первым космонавтом, полетами в космос.
Воспитывать любовь к Родине. Дать представление о планете земля, о том, что земля,
наш общий дом.
Дата проведения: 1 неделя с 11.04 – 15.04
Итоговое мероприятие: Презентация «Первый космонавт»
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества.
Тематическая неделя: Дружат дети всей Земли.
Дата проведения: 18.04 – 22.04
Итоговое мероприятие: фестиваль народных подвижных игр народов мира
МОНИТОРИНГ С 25.04. – 29.04.2021
Тематическая неделя: Нам о Победе нужно говорить!
Цель: осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, воспитывать
уважение к ветеранам войны.
Дата проведения: 2 недели с 2.05 – 13.05
Итоговые мероприятия: Праздник, посвященный дню победы. Создание альбома
«Наши герои». Апрельский вернисаж.
Тематическая неделя: Неделя Здоровья!
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, вызывать
эмоционально — положительные отношения к играм, спортивным упражнениям и
соревнованиям, к занятиям физической культурой и спортом.
Понедельник «Секреты здоровья».
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, вызывать
эмоционально — положительные отношения к играм, спортивным упражнениям и
соревнованиям, к занятиям физической культурой и спортом.
Вторник «Сундучок доктора Айболита».
Цель: формирование интереса к собственному организму, самочувствию,
настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворение потребности детей в

двигательной активности.
Среда «Витаминка в гостях у ребят».
Цель: расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и
овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных
продуктах на нашем столе; создание мотивации для детей и родителей на
формирование здорового образа жизни.
Четверг «Нам здоровье не купить, за ним нужно всем следить».
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать
эмоционально - положительные отношения к занятиям физической культурой и
спортом.
Пятница «Здоровым быть здорово!»
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать
эмоционально - положительные отношения к играм, спортивным упражнениям и
соревнованиям.
Итоговое мероприятие: Соревнования, «Весёлые старты»
Тематическая неделя: Скоро лето!
Цель: расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать
простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные
наблюдения. Продолжать знакомить с различными видами насекомых, рыб.
Формировать представления о безопасном поведении в лесу.
Дата проведения: 2 недели с 23.05 – 31.05
Итоговое мероприятие: Презентация «Мир земноводных и пресмыкающихся»

2.4. Особенности взаимодействия с семьёй

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Цель
создание
необходимых
условий
для
формирования
ответственных взаимоотношений
с
семьями
воспитанников и
развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение
права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности
в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и
семье,
а
также
с
трудностями,
возникающими
в
семейном
и
общественном воспитании
дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми;
•привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
22

3.Организационный раздел
3.1. Режим пребывания детей в группе
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость
выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное
взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения
активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом
физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в
первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
• время приёма пищи;
• укладывание на дневной сон;
• общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при
выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей средней группы и
способствует их гармоничному развития.
Холодный период
Подъём, утренний туалет
В ДЕТСКОМ САДУ
Приход детей, свободная игра,
самостоятельная деятельность
Утренняя гимнастика
Игры, самостоятельная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Организованная образовательная деятельность
Подготовка к прогулке
Прогулка
Возращение с прогулки, самостоятельная деятельность
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры
Полдник
Самостоятельная и организационная детская деятельность
Уплотнённый полдник
Игры, самостоятельная деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
ДОМА
Возращение домой, ужин, спокойные игры, гигиенические
процедуры
Ночной сон

6.30-7.30

7.30-8.00
8.00-8.08
8.08-8.20
8.20-9.00
9.00-10.20
10.20-10.30
10.30-12.00
12.00-12.25
12.25-12.50
12.50-15.00
15.00-15.10
15.10-15.20
15.20-16.10
16.10-16.40
16.40-17.00
17.00-18.00
17.00-19.30
19.30-20.30
20.30-6.30(7.30)

Требования к продолжительности прогулки.
Режим длительности проведения прогулок на улице.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной
прогулки после занятий и вечерней — после полдника.
23

Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая
продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.
— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня
предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для
приема пищи и сна.
— В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня
— до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения
переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется
отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7
минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до
-15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С. Запретом для прогулок является сила
ветра более 15 м/с.
- Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом
воспитания и обучения.
3.2 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Вид помещения,
функциональное использование
Групповые комнаты
- Образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной,
чтения
- Самостоятельная деятельность детей
- Образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов
- Удовлетворение потребности детей в
самовыражении
- Индивидуальная работа
- Совместные с родителями групповые
мероприятия: досуги, конкурсы, развлечения и
др.
- Групповые родительские собрания

Спальные помещения
Дневной сон
Образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов

Оснащение
- Детская мебель: столы, стулья
- Уголки сюжетно-ролевых игр: «Дом»,
«Парикмахерская», и др.
- Книжный уголок
- Речевой уголок
- Природный уголок
- Экспериментальный уголок
- Уголок театрализации; различные виды театров;
ширмы; атрибуты
- Уголок ряженья
- Уголок изобразительной
деятельности
- Музыкальный уголок
- Спортивный уголок
- Игрушки: куклы, машинки и др.
- Мелкие игрушки для режиссерских игр
- Настольно-печатные игры, лото, домино
- Конструкторы разных видов, кубики, строительный
материал
- Дидактический материал для образовательной
деятельности
- Календарь природы
- Уголок дежурства по столовой
- Фланелеграфы, подставки, наборные полотна
- Бактерицидные лампы
- Мебель для взрослых
- Подборки методической литературы, дидактических
разработок
- Диагностический материал
- Перспективные и календарные планы, тетради
движения детей, табеля посещаемости и другая
документация
Оборудование для пробежек босиком по неровным
поверхностям, сенсорные дорожки
Оборудование для уголков уединения
Мебель для сна
- Подборка аудиокассет и дисков с записями
колыбельных песен, русских сказок, потешек,
музыкальных произведений, звуков природы

Гимнастика пробуждения после сна
Игровая деятельность
Эмоциональная разгрузка
Приемные групп
Образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов
Эмоциональная разгрузка
Информационно-просветительская работа
с родителями
Консультативная работа с родителями
-

Умывальные комнаты
Образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов
Гигиенические процедуры
Закаливание водой
Детский труд, связанный с водой

-

Бактерицидные лампы

- Информационные стенды, папки-передвижки для
родителей
Выставки детского творчества
Библиотечка литературы для родителей
Схемы-модели одевания для детей
Уголки настроения и эмоциональной разгрузки
Выносной материал для прогулок
- Оборудование для гигиенических процедур
- Оборудование и материалы для детского
хозяйственно-бытового труда (стирки, мытья)
Оборудование для закаливания водой

3.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
группы.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно- образовательной
работы в ДОУ.
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с
учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь
к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и
возрастных особенностей, социального заказа родителей. Организационной основой
реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются
примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все
направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам
человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка
(родной посёлок, город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева, Н. II. Безопасность на улицах -Москва. : ООО «АСТ-ЛТД», 1997.
2. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением /
- Москва : Мозаика-Синтез, 2008.
3.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников / Творческий центр. Сфера. Москва 2002.
4. Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Средняя группа /
- Москва. : Мозаика-Синтез, 2010.
5.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации /Т. С. Комарова. -Москва: Мозаика-Синтез, 2008.
6. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под
ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - Москва. : Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2005.
25

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –
Москва : Мозаика-Синтез, 2010.
8. О.С Ушакова Речевое развитие детей 3-7 лет/ Москва Издательский Центр «Вентана –
Граф»2018.
9. М.Н. Султанова Математика до школы. / Москва Издательский Центр «Вентана –
Граф»,2018.
10. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа,
планирование, конспекты, методические рекомендации/ Издательский дом «Цветной мир»
«Карапуз» .- Москва, 2010.
11.Т.С. Комарова Л.В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду для занятий в
детском саду для занятий с детьми с 2-7 лет /Москва. : Мозаика-Синтез, 2008
12. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду средняя группа/ Москва. : Мозаика-Синтез,
2015.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012)26-69-33