Содержание Стр. 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………3 1.1.1 Цели и задачи рабочей программы…………………………………………………3-4 1.1.2 Принципы и подходы в организации образовательного процесса………………4 1.1.3 Приоритетное направление деятельности………………………………………….4-5 1.2. Возрастные особенности детей……………………………………………………….5-6 1.3. Планируемые результаты освоения программы 1.3.1 Целевые ориентиры образования……………………………………………………6-7 1.3.2 Условия реализации рабочей программы……………………………………………..7 2.Содержательный раздел 2.1. Планирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка…………………………………………………………...7 2.1.1 Образовательная деятельность «Социально - коммуникативное развитие»………7-8 2.1.2 Образовательная деятельность «Познавательное развитие»………………...…….9-11 2.1.3 Образовательная деятельность «Речевое развитие»…………………………...….11-12 2.1.4 Образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие»……...12-13 2.1.5 Образовательная деятельность «Физическое развитие»………………………….13-14 2.2. Формы работы с детьми по ФГОС…………...……………………………………...14-15 2.3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов…….……………………15 2.4. Комплексно – тематическое планирование……………………...………………….16-19 2.5. Организация и формы взаимодействия работы с родителями (законными представителями) ………………………………………………………………………… 2.5.1 Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям……19-20 2.5.2 Перспективный план по взаимодействию с родителями………………….…….20-21 3.Организационный раздел 3.1. Организация жизни и деятельности детей в ДОУ…………………………………21-22 3.2. Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности………………………………………………………………22 3.3. Формы работы с детьми по ФГОС……………………………………………………...23 3.4. Организация предметно – развивающей среды……………………………………23-25 3.5. Программно – методическое обеспечение воспитательно образовательного процесса……………………………………………………………… 26-27 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 38 детского сада «Малинка» г. Улан- Удэ. Также программа разработана в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей второй младшей группы, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: 1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) 2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 3. Самостоятельная деятельность детей 4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально коммуникативному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому развитию. Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Конституция РФ, ст. 43, 72.; Конвенция о правах ребенка ; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС дошкольного образования (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва); 1041 от 31 августа 2013. Устав ДОУ. 1.1.1 Цели и задачи рабочей программы Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности. 3 Задачи: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса: 1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) . 3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»). 4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной 4 деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра). 9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. 1.1.3. Приоритетное направление деятельности Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 1.2. Возрастные особенности детей 3-х – 4-х лет. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их относительность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – 5 индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурновыработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. 1.3. Планируемые результаты освоения Программы 1.3.1. Целевые ориентиры образования • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности. • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. 6 • Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу. • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх. • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. 1.3.2 Условия реализации рабочей программы Данная программа предназначена для детей от 3 до 4 лет группы общеразвивающей направленности. Программа рассчитана на 1 год. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Планирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Содержание Программы (ФГОС ДО) должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям; – развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности; – развития игровой деятельности; – развития компетентности в виртуальном поиске. В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). 7 Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей. Взрослые создают в Организации различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностноразвивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения. Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития. Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе, веру в свои силы. Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями. В сфере развития игровой деятельности Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов. 8 2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие» В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей; – развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета. В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей Взрослые создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами. Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если… то…». Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере. Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания. Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр. В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий. Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей. Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения. Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме. 9 Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание. Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием. Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях. Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение. Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др. Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова-понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.). У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до – после, вчера – сегодня – завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (например, куб, цилиндр, шар). 10 У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т. п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса). Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»). Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6–10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук). Развивается способность применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара), в различных видах образовательной деятельности (например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных областях. Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т. п. 2.1.3 Образовательная область «Речевое развитие» В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для: – формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка; – приобщения детей к культуре чтения художественной литературы. В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социальнокоммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д. Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях. Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество. В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений. 11 Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность. У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательноисследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательноисследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки». Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств. Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов. 2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; – развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; – приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации. В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла 12 Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей. 2.1.5 Образовательная область «Физическое развитие» В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – становления у детей ценностей здорового образа жизни; – развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; – приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; –формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами. В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях. В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма. Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений. Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, 13 предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности. 2.2 Формы работы с детьми по ФГОС, соответствующие условно каждому виду деятельности Конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр; - коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание, элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах; - двигательная (овладение основными движениями). Физическое развитие Двигательная деятельность Формы образовательной деятельности: - Подвижные игры, - игровые упражнения, - физкультурные занятия, - спортивные игры Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность Формы образовательной деятельности: - ФЦКМ, -беседы, - дидактические игры, - рассматривание картин и иллюстраций, Речевое развитие Развитие речи Формы образовательной деятельности: - Беседы -Викторины - дидактические игры - рассматривание картин и иллюстраций Восприятие художественной литературы и фольклора Формы образовательной деятельности: - Беседы - слушание худ. произведений - чтение - разучивание стихов - Театрализованная игра. Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Формы образовательной деятельности: - ОБЖ 14 -игровые проблемные ситуации - беседы. Самообслуживание и элементарный бытовой труд Формы образовательной деятельности: - поручения - игры, - беседы. Игровая деятельность Формы образовательной деятельности: - Сюжетно-ролевые игры - дидактические игры - строительные игры - настольные игры Художественно-эстетическое развитие – Изобразительная деятельность Формы образовательной деятельности: - рисование - лепка Музыкальная деятельность Формы образовательной деятельности: - Слушание - импровизация - исполнение - музыкально-подвижные игры - досуги - праздники и развлечения. 2.3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Базовая образовательная деятельность периодичност ь Утренняя гимнастика Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение художественной литературы дежурства прогулки Самостоятельная деятельность детей игра Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ДОУ работает в условиях 10,5 часового рабочего дня, группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели. 15 2.4. Комплексно-тематическое планирование Тематическая неделя: «Сентябрь - начало осени». Цель: расширять знания об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о безопасном поведении в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Дата проведения: 5недель с 1.09 по 30.09 Итоговое мероприятие: по предложению воспитателя 1 неделя 1.09-3.09 «Мой любимый детский сад!» 2 неделя 6.09-10.09 «Приметы осени» 3 неделя 13.09-17.09 «Осенние дары леса» 4 неделя 20.09-24.09 «Урожай в саду и на огороде» 5 неделя 27.09 -30.09 «Жизнь растений и животных осенью» Тематическая неделя: «Я вырасту здоровым» Цель: расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий, расширять знания о самих себе, о своей семье. Продолжать расширять знания об осени. Дата проведения: 4 недели с 1.10 по 29.10 Итоговое мероприятие: Праздник – развлечение «Осень к нам пришла», физкультурно-спортивные игры, тематическое мероприятие «День здоровья». Тематическая неделя: «Дом, в котором я живу» Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы родного дома. Расширять и закреплять знания детей о доме, его помещениях, предметах быта. Дата проведения: 2 недели с 1.11 по 12.11 Итоговое мероприятие: по предложению воспитателя 1 неделя с 1.11- 5.11 «Мой дом (помещение, комнаты, их назначение) Что нас окружает (одежда, обувь, посуда)» 2 неделя с 8.11-12.11 «Что нас окружает (мебель, игрушки, электроприборы) Домашние питомцы: животные, птицы» Тематическая неделя: «Моя семья» Цель: формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. Дата проведения: 2 недели с 15.11 – 30.11 Итоговое мероприятие: выставка, посвященная маме (День матери) 3 – 4 неделя «Семь – Я» Цель: создавать условия для развития представлений о своем внешнем облике, гендерных представлений. Формировать умения говорить о себе в первом лице. Воспитывать добрые чувства и любовь по отношению к своим близким. Тематическая неделя: Новогодний праздник. Зима Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Дата проведения: 5 недель с 1.12 – 30.12 Итоговые мероприятия: 1 неделя 1.12-3.12 «Ах зимушка, зима» 2 неделя 6.12-10.12 «Приметы Зимы» 3 неделя 13.12-17.12 «Дикие животные. Животные севера» 4 неделя 20.12-24.12 «Зимние забавы. Безопасность» 5 неделя 27.12 -30.12 «Новогодний праздник» Тематическая неделя: Знакомство с народной культурой и традициями. Недели традиций русского народа Цель: расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др). 3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Расширять и углублять знания детей о Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре русского народа. Дата проведения: 3 недели с 10.01 – 21.01 Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. 1 неделя «Рождественские колядки» с 10.01-14.01 Цель. Дать представление об обычаях и традициях празднования Святок, проведения Колядок. Продолжать знакомить с традициями празднования Старого Нового года в России. Итоговое мероприятие: по предложению воспитателя 2 неделя Тематическая неделя: Прощай, зимушка зима. с 17.01- 21.01 Дата проведения: 23.01 по 31.01 Цель: Формирование первичных представлений о сезонных изменениях в природе, традициях русского народа. Итоговое мероприятие. Развлечение «Прощай зимушка зима» Тематическая неделя: «Неделя безопасности» Цель: помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях, понять, к каким вещам в доме и почему запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты), запомнить, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения Дата проведения: 1 неделя с 23.01 по 31.01 Итоговое мероприятие: «Будьте внимательны, милые дети! Твёрдо запомните правила эти!» «Чтоб в дом Ваш не пришла беда, будьте с огнём осторожны всегда!» Тематическая неделя: знакомство с народной культурой и традициями бурятского народа Цель: расширять и углублять знания детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре бурятского народа. Познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициями бурятского народа, с национальным костюмом, колоритом и самобытностью. Дата проведения: 2 недели с 1.02 – 11.02 Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. Сагаалган Тематическая неделя: Мой папа самый лучший. День защитника отечества Цель: знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, воспитывать любовь к Родине. Дата проведения: 2 недели с 14.02 – 28.02 Итоговое мероприятие: Праздник, посвященный Дню защитника Отечества Тематическая неделя: Вот какая мама – золотая прямо! Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Дата проведения: 2 недели с 1.03 – 11.03 Итоговое мероприятие: Праздник «8 Марта». Выставка детского творчества. Тематическая неделя: В гости к нам весна пришла Цель: расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе. Дата проведения: 3 недели с 14.03 – 1.04 Итоговое мероприятие: Праздник «Весна». Выставка детского творчества. Тематическая неделя: Наша планета Земля Цель: расширять представления детей о планете Земля и других планетах. Формировать элементарные экологические представления у детей. Дата проведения: 1 неделя с 4.04 – 8.04 Тематическая неделя: День Космонавтики Цель: знакомить детей с патриотическими праздниками нашей страны. Познакомить с профессией космонавт; первым космонавтом, полетами в космос. Воспитывать любовь к Родине. Дать представление о планете земля, о том, что земля, наш общий дом. Дата проведения: 1 неделя с 11.04 – 15.04 Итоговое мероприятие: Презентация «Первый космонавт» Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества. Тематическая неделя: Дружат дети всей Земли. Дата проведения: 18.04 – 22.04 Итоговое мероприятие: фестиваль народных подвижных игр народов мира МОНИТОРИНГ С 25.04. – 29.04.2021 Тематическая неделя: Нам о Победе нужно говорить! Цель: осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, воспитывать уважение к ветеранам войны. Дата проведения: 2 недели с 2.05 – 13.05 Итоговые мероприятия: Праздник, посвященный дню победы. Создание альбома «Наши герои». Апрельский вернисаж. Тематическая неделя: Неделя Здоровья! Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально — положительные отношения к играм, спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям физической культурой и спортом. Понедельник «Секреты здоровья». Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально — положительные отношения к играм, спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям физической культурой и спортом. Вторник «Сундучок доктора Айболита». Цель: формирование интереса к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Среда «Витаминка в гостях у ребят». Цель: расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе; создание мотивации для детей и родителей на формирование здорового образа жизни. Четверг «Нам здоровье не купить, за ним нужно всем следить». Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально - положительные отношения к занятиям физической культурой и спортом. Пятница «Здоровым быть здорово!» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально - положительные отношения к играм, спортивным упражнениям и соревнованиям. Итоговое мероприятие: Соревнования, «Весёлые старты» Тематическая неделя: Скоро лето! Цель: расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Продолжать знакомить с различными видами насекомых, рыб. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. Дата проведения: 2 недели с 23.05 – 31.05 Итоговое мероприятие: Презентация «Мир земноводных и пресмыкающихся» 2.5 Организация и формы взаимодействия работы с родителями (законными представителями) 2.5.1 Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям Содержание работы с семьей по образовательным направлениям: «Здоровье»: - информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение). «Физическая культура»: - стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками. «Безопасность»: - знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них; - привлекать родителей к активному отдыху с детьми. «Социализация»: - заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения; - сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. «Труд»: - изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников; - проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы. «Познание»: - ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками; «Коммуникация»: - развивать у родителей навыки общения с ребенком; - показывать значение доброго, теплого общения с ребенком. 19 «Чтение художественной литературы»: - доказывать родителям ценность домашнего чтения; - показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой. «Художественное творчество»: - поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; - привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения. «Музыка»: - раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. 2.5.2 Перспективный план по взаимодействию с родителями Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ, создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров Месяцы Наименование мероприятия Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Кризис трех лет». 2. Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 3-4 лет». 3. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей второй младшей группы». 4. Консультация «Живем по режиму». Октябрь 5. Ознакомление родителей с ФГОС. 1. Консультация «Мы любим природу». 2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 3. Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ, коронавирусной инфекции». Ноябрь 4. Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника. 1. Консультация «Подвижная игра – как средство физического развития личности». 2. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». 3. Беседа «Одежда детей в группе». 4. Акция «Помоги тем, кто рядом» (совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц). Декабрь 5. Памятка для родителей. Тема: «Способы изготовления кормушек». 1. Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!». 2. Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов). 3. Подготовка подарков на Новый год. 4. Папка-передвижка «Скоро, скоро Новый год!» (новогодние советы, приметы, развлечения, конкурсы и т.д.). Январь 5. Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле». 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2. Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка». 20 3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 4. Консультация «Первая помощь при обморожении». Февраль 5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». 1. Фотоколлаж на тему: «Мой папа». 2. Консультация «Роль семьи в воспитании детей». 3. Консультация «Формирование интереса у детей 4-х лет к людям разных профессий». 4. Консультация «Азбука дорожного движения». Март 5. Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика». 1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Весна-красна снова в гости к нам пришла». 2. Фотоколлаж на тему: «Моя мама». 3. Подготовка к весеннему празднику 8 марта. 4. Советы родителям: «Как провести выходные с ребёнком». Апрель 5. Консультация «Как воспитывать самостоятельность?». 1. Консультация «Формирование культуры трапезы». 2. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах». 3. Папка-передвижка «Праздник – Светлая Пасха!». 4. Родительское собрание «Итоги года». 5. Фотовыставка «Жизнь ребёнка в детском саду». Май 6. Консультация «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет». 1. Памятка для родителей «Игры с песком и водой». 2. Папка-передвижка «15 мая – День Семьи». 3. Папка-передвижка для родителей ко Дню Победы. 4. Консультация «Профилактика детского травматизма». 5. Подготовка к летне-оздоровительному периоду. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Организация жизни и деятельности детей ДОУ работает в условиях полного 10.5 часового рабочего дня (с 7-30 до 18-00), группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели. Образовательный процесс осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Летний период – с 1 июня по 31 августа. Режим дня устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты: - время приема пищи; - укладывание на дневной сон; - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей составляет 5,5 - 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. 21 Прогулка организуется 2 раза в день: утром, в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон). При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции: полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании); тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели; привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности; формирование культурно-гигиенических навыков; эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов; учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка; спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы. Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа. Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей младшей группы. 3.2. Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности Физическая культура в помещении 2 раза в неделю Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю Познавательное развитие 2 раза в неделю Развитие речи 1 раз в неделю Рисование 1 раз в неделю Лепка 1 раз в 2 недели Аппликация 1 раз в 2 недели Музыка 2 раза в неделю Итого: 10 занятий в неделю 22 3.3. Формы работы с детьми по ФГОС Врем я суток Развитие речи 1. Полоса следов 2. Подвижные игры. 3. Пальчиковая гимнастика Сенсорика, моторика 1–я половина дня Утренняя гимнастика 1. 1. Пальчиковая Разучивание гимнастика. новых 2. Словесные игры. подвижных 3. Малые фольклорные жанры. игр. 2. Прогулка с 4. Чтение высокой художественной двигательной литературы активностью 2–я половина дня Гимнастика после сна 1. Театрализованные 1. и сюжетно–ролевые Подвижные, имитационные игры. игры. 2. Чтение 3. Занятия на художественной дорожке литературы здоровья. Вечер 1. Наблюдения в природе. 2. Настольные игры. 3. Разучивание чистоговорок 1. Имитационны е игры. 2. Народные игры Ознакомление с окружающим Общение 1.Дидактические игры. 2. Индивидуальные занятия в сенсорной зоне. 3. Игры для развития моторики. 1. Наблюдения за объектами природы. 2. Рассматривание иллюстраций (по изучаемым темам). 3. Экологические игры с игрушками и бросовым материалом 1. Беседы. 2. Игровые воспитывающие ситуации. 3. Подвижные игры коммуникативног о направления. 4. Совместные игры детей 1. Пальчиковая гимнастика. 2.Игры– упражнения по самообслуживани ю 1. Материалы на стенде познавательног о развития. 2. Рассматривание картин и натуральных объектов 1. Игры–беседы на тему 2.Совместные игры с предметами 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Конструктивные игры, продуктивная деятельность 1. Дидактические игры, в том числе с природным материалом 1. Развлечение. 2. Сюжетные игры с предметами– заместителями. 3. Подвижная деятельность 1.Упражнения на развитие мелкой моторики. 2. Настольно– печатные игры (сенсорика) Настольно– 1. Рассматривание печатные игры (в подгруппах) иллюстраций. 2. Словесные игры Утро 1. Индивидуальные беседы. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Рассматривание игрушек. 4. Слушание и повторение песенок и потешек Физическое развитие 3.4 Предметно-развивающая среда во второй младшей группе Предметно - развивающая, игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, 23 запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно - развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Центр развития речи Оборудование и материалы: дидактические наглядные материалы, предметные и сюжетные картинки, книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами. Центр спорта Оборудование и материалы: коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия), палка гимнастическая, мячи, корзина для метания мечей, обручи, скакалка, кегли, кубы, скамейка, шнур длинный и короткий, мешочки с грузом (150-200 гр.), ленты, флажки. Центр изодеятельности Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки тонкие и толстые, щетинистые, беличьи, баночки для промывания ворса кисти от краски, бумага для рисования разного формата, салфетки из ткани, для осушения кисти; губки из поролона, салфетки для рук; пластилин, глина, доски для лепки, клеёнки для покрытия столов, мелки Центр конструирования Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых), строительные наборы с деталями разных форм и размеров, мягкие модули, коробки большие и маленькие, ящички, бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками, маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы, инструменты: ножницы с тупыми концами, кисть, клей. Театр Оборудование и материалы: театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.), театр, сделанный воспитателем (маски, декорации), театрдраматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы Центр книги Оборудование и материалы: полка для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д. Центр природы Оборудование и материалы: иллюстрации комнатных растения (бегония, герань), с широкими плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция), лейка, плакат «Природные явления» для фиксирования температуры воздуха, природных явлений и даты. Центр сюжетно-ролевых игр Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни, гладильная доска, атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», моряков, водителей, куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см), куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, машины крупные и средние, грузовые и легковые, телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, кукольные коляски, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие лягушки и т.п.), одежда для ряжения. 24 Центр дидактических игр Оборудование и материалы по сенсорике и математике: 1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки, настольно-печатные игры. 2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска. 4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках». 5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки) для счета. 6. Блоки Дьенеша. 7. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета). 8. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.). 9. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). 10. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). Материалы по развитию речи и познавательной деятельности: 1. Наборы картинок домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению ) 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6. Сюжетные картинки крупного формата с различной тематикой Центр музыкальных игр Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки), музыкальные дидактические игры. Центр ПДД Оборудование и материалы: светофор, полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, транспорт, макеты домов, деревьев, дорожные указатели, фигурки людей, животных, дидактические игры. Уголок уединения Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, поиграть игрушками. Раздевалка и стендовые материалы в раздевалке Оборудование и материалы: шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками), скамейки, «алгоритм» процесса одевания, стенды для родителей, постоянно обновляющаяся выставка работ детей, информация, рекомендации родителям по организации досуга детей, папки-передвижки. 25 3.5 Программно-методическое процесса обеспечение воспитательно-образовательного Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1.1. Теплюк С.И. Занятия на прогулках – Москва «Владос, 2001 1.2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности во второй младшей группе 1.3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду 2. Образовательная область «Познавательное развитие» 2.1. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе - Мозаика-Синтез.- Москва, 2010 2.2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа. - Мозаика-Синтез.- Москва, 2014 2.3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе – Мозаика-Синтез – Москва, 2010 2.4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду 3. Образовательная область «Речевое развитие» 3.1. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – «Сфера», Москва, 2009 3.2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи 3-5 лет – творч. центр «Сфера», Москва, 2010 3.3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду во второй младшей группе 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 4.1. Комарова Т.С. Занятия по изо деятельности во второй младшей группе - МозаикаСинтез, Москва, 2011 4.2. Хрестоматия по детской литературе для дошкольников – Москва, 1999 4.3. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников 5. Образовательная область «Физическое развитие» 5.1. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет - Айрис Пресс, Москва, 2014 5.2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду во второй младшей группе 5.3. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр Парциальные программы, методические материалы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. -метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2012. – 224 с. Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания в детском саду « Юный эколог» - Москва, Мозаика-Синтез, 2010 2. Кондратьева Н.А. «Мы» Программа экологического образования детей – СанктПетербург «Детство-Пресс» 2000 3. Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - «Детство-Пресс», 2008 Образовательная область «Речевое развитие» 1. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников Образовательная область «Физическое развитие» 1. Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет – издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 2. Маханева М.Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста – творческий центр «Сфера», Москва, 2013 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 27 лет «Цветные ладошки» Карапуз-Дидактика творческий центр «Сфера» Москва 2007 Мини–метод уголок 1. Картотека утренней гимнастики. 2. Картотека гимнастики после сна. 3. Картотека корригирующей гимнастики. 4. Картотека дыхательной гимнастики. 5. Игровые массажи. 6. Пальчиковая гимнастика. 7. Артикуляционная гимнастика. 8. Подвижные игры для детей данного возраста. 9. Имитационные подвижные игры. 10. Русские народные игры. 11. Словесные подвижные игры. 12. Картотека физкультминуток. 13. Игры по социально–эмоциональному воспитанию. 14. Игры на развитие коммуникативных умений. 15. Психогимнастика. Игры. 16. Психогимнастика. Этюды. 17. Малые фольклорные жанры (потешки, небылицы, дразнилки). 18. Сундучок загадок (по темам). 19. Художественное слово. 20. Народные приметы. 21. Считалки. 22. Скороговорки. 23. Чистоговорки. 24. Картотека опытов, экспериментов. 25. Картотека наблюдений. 26. Прогулочные карты (по временам года), полный перечень задач для прогулки. 27. Картотека игр на развитие: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия. 28. Картотеки занятий (по всем направлениям). \ 27